Мотивация
Главная / Приемы педагогического воздействия / Мотивация

Тренер должен (может):

1.  Выявить причины снижения мотивации.

2.                Выявить положительные личностные качества каждого спортсмена в своей тренировочной группе и реализовать их на тренировках.

3.                Выяснить у спортсмена наличие возможных негативных, нежелательных мотивов и убеждений (боязнь сильных соперников, безынициативность, частые проигрыши и т. п.), наличие «внутренних конфликтов», купирование/снижение которых будут содействовать раскрытию всего потенциала спортсмена для успешной спортивной карьеры.

4.                Знать особенности потребностно-мотивационной сферы личности спортсмена. Определить конкретные действия, применение которых в настоящее время возможно для того, чтобы со временем спортсмен смог добиться поставленных перед собой целей.

5.                Применять методы и приемы усиления мотивов (например, уровень притязаний, стремление к лидерству и другое), побуждающих спортсменов к деятельности, которая сопряжена с высоким уровнем напряжения, утомления,  стрессового состояния. Корректировка тренером всего образа жизни спортсмена в зависимости от поставленных целей и задач спортивной карьеры.

6.                Оказывать как прямое, так и косвенное воздействие через членов семьи – родители, братья/сестры, другие родственники, друзей, врачей, лидера команды и др., на мотивацию своего спортсмена в процессе общения (общие собрания и индивидуальные беседы с родителями).

7.                Учитывать необходимость выработки жизненных целей спортсмена (например, выбор профессии, спутника жизни, рождение ребенка и т.п.) и согласование их со спортивными целями, расставляя необходимые приоритеты на данном (перспективном) жизненном отрезке.

8.                Поддерживать интерес к тренировочным занятиям за счёт разнообразия применения средств и методов, для избегания снижения эффективности достижения поставленных целей.

9.                Владеть психологическими методами воздействия, применяя средства убеждения, внушения, для предотвращения неблагоприятных психических состояний. Осуществлять эмоциональную поддержку, как при неудачах, так и при прохождении «испытания славой» – выработка адекватного отношения к ней.

10.           Применять метод создания устойчивой мотивации, а именно, индивидуальную беседу, которая позволит:

сформировать у спортсмена чувство ответственности и патриотизма (выступления за команду, за область/край, страну и другое);

обогатить мотивационную сферу спортсмена новыми возможными мотивами, установками, ценностями, желаниями, интересами, потребностями как в спорте, так и в сопутствующих видах деятельности (семья, профессиональная  и общественная деятельность, образование и т. п.);

обучить спортсмена полной концентрации внимания на целевой установке (результате) в сочетании с диссоциацией с окружающей средой.

11.           Систематически и своевременно поощрять спортсмена (например, за успешно выполненный технико-тактический прием, результат внутри коллективных соревнований и др.). Учитывать, что ориентация спортсмена только на материальное поощрение может стать основной составляющей спортивной мотивации, что зачастую ведет к созданию не позитивной, а негативной ситуации для спортсмена, т.к. материальное стимулирование не всегда является устойчивым компонентом. Сформированное убеждение «результат-деньги» снижает спортивную мотивацию на сознательно-бессознательном уровне психики спортсмена.

 

Практическое применение тренерами одних из основных педагогических приемов повышения мотивации спортивной деятельности – это тот необходимый резерв, который позволит тренеру сделать качественный скачок в подготовке каждого спортсмена своей тренировочной группы, расширяя перспективу повышения спортивных результатов спортсмена (команды).