Приемы педагогического воздействия
Главная / Приемы педагогического воздействия

Использование компьютерной программы «Система прогноза успешности молодых спортсменов» (СПУМС) в тренировочном процессе спортсменов позволит выявить зоны успешности, нейтральные зоны, зоны риска спортивной карьеры на различных ее этапах (от 16 до 25 лет) индивидуально для каждого воспитанника.

Тренер может посмотреть детализацию цветовых зон, предложенную в виде рекомендаций («Светофор прогноза») по данному тестируемому спортсмену с указанием зон рисков, нейтральных зон и зон успешности (в цветом решении) в соответствии с ответами тестируемого. Тренер получает своеобразную диагностическую карту компонентов успешности спортивной карьеры для протестированного спортсмена по программе «СПУМС», которая полностью раскрывает психолого-педагогические проблемы в каждом рассматриваемом нами отдельном тематическом блоке спортивной карьеры, выявляя возможные причины ухода из спорта.

Особое внимание тренеру необходимо обратить на компоненты спортивной карьеры, чьи значения находятся в зоне риска, т. к. именно они показывают наличие психолого-педагогических причин, по которым спортсмен может совершить уход из спорта. Значения компонентов, находящиеся в нейтральной зоне, являются своеобразным «переходом» и по ряду причин со временем могут переместиться в зону риска или в зону успешности.

Тренер, используя весь свой педагогический арсенал, может максимально точно и тонко воздействовать на все аспекты спортивной деятельности спортсмена, корректируя те компоненты спортивной карьеры, которые оказались в зоне риска, и, тем самым сохранить его в спорте.

Необходимо понимать, что есть компоненты спортивной карьеры, на которые тренер не сможет повлиять: наличие травм; занятия спортом матери; занятия спортом отца; профессия матери; профессия отца; количество детей в семье; занятия спортом родителей; отношение к спортивным занятиям спортом братьев/сестер. Данные компоненты спортивной карьеры необходимо диагностировать и отслеживать. Они в большинстве случаев относятся к тематическому блоку «Семья». Воздействовать на них тренер практически не может. Но, в любом случае, тренер должен иметь взаимодействие с родителями спортсмена для максимальной нейтрализации отрицательных проявлений этих компонентов, которые могут стать одной из основных причин ухода из спорта.

Существуют компоненты спортивной карьеры, подлежащие частичной корректировке: финансовые трудности; заработок за счет спорта; финансирование спортивных занятий; количество тренеров; бытовые условия; участие в международных соревнованиях; смена вида спорта; сложность выбора спортсменами будущей профессии; направленность образования; отношение спортсмена к выбранной специальности во время обучения в вузе;  профессия спортсмена по окончании спортивной карьеры; трагическая ситуация в спортивной карьере. На данные компоненты спортивной карьеры тренер может повлиять лишь частично, и их необходимо корригировать с учетом возможности воздействия на спортсмена с привлечением всех участников тренировочного процесса (тренер, спонсор, семья, преподаватель и другие, например, за счет получения поддержки со стороны спортивных организаций различного уровня или используя фандрайзинг).

Особенную ценность имеют те компоненты спортивной карьеры, на которые тренер может повлиять при переходе спортсменов-юношей в спорт высших достижений:

повышение мотивации в спорте (цели, мотивы);

– спортсмены-юноши не справляются с физической нагрузкой на этапе перехода в спорт высших достижений;

– отсутствие роста спортивных результатов;

– отсутствие роста спортивных результатов после травм;

взаимоотношения спортсмена и тренера;

взаимоотношения спортсмена в команде;

совмещение учебных и спортивных занятий.

На данные компоненты спортивной карьеры необходимо воздействовать тренеру с помощью преимущественно вербальных методов. Работа спортивного тренера подразумевает контроль, анализ, коррекцию и поддержку спортивной карьеры своего воспитанника во всех сферах его деятельности.

 

Нами предложены следующие педагогические приёмы воздействия, применение которых поможет тренеру сохранить в спорте своих учеников.